Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях
Содержание
ОБ ИССЛЕДОВАНИИБРОШЮРА ИССЛЕДОВАНИЯГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯМЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯВсе аналитические проекты
- Настроения ИТ-специалистов в России
- Курьерская доставка “последней мили” в России
- Социальные медиа в России: аудитория в феврале-марте 2022 года
- Влияние доставки, готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду
- ESG-подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России
- Мобильная экономика России
- Дайджест “Право в ИТ”
- ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический отчет
- «Будущее работы и рабочих мест»
- Искусственный интеллект: подходы к разработке этичных решений
- Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект
- Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса
- Экосистема мобильной экономики: влияние экономики мобильных приложений на рынок труда в России
- Новые акценты цифровой трансформации: как весна 2020 повлияет на российский бизнес
- Россия и устойчивое цифровое развитие
- Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе
- Экосистема онлайн-кинотеатров России
- Рейтинг Операторов Фискальных Данных 2018
- Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг
- Экосистема индустриального интернета в России
- Экономика совместного потребления в России
- Фудшеринг в России
- Правила чтения рейтингов 2019
- Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах
- ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России
- Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития
- Влияние 242-ФЗ на российский рынок ЦХОДов
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
В 2022 году РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова провели исследование, посвященное роли искусственного интеллекта в медиа и коммуникациях. Исследование показало, что благодаря использованию технологий искусственного интеллекта деятельность работников медиа серьёзно упрощается, рутинные задачи отдаются на откуп алгоритмам, и у журналистов освобождается время для решения творческих задач. Это можно отнести к основным драйверам развития ИИ-технологий в редакциях российских СМИ.
Результаты исследования также свидетельствуют о наличии достаточно богатого опыта использования ИИ в сфере медиакоммуникаций. При этом если некоторые технологии предназначены для индивидуального пользования, то вторые применяются на корпоративном уровне, и с ними работает узкая группа специалистов.
Магистральным вопросом применения ИИ, по результатам проведенного исследования, можно также назвать выработку этических правил использования новых технологий в медиа и журналистике и их обязательную кодификацию. По данным совместного исследования РАЭК и Microsoft «Подходы к разработке этичных решений в области искусственного интеллекта», вышедшего в 2021 году, использование ИИ несет за собой ощутимые риски, связанные с дискриминацией, необъективностью, предвзятостью, угрозой конфиденциальности и возможными ошибками. При этом выделяется несколько уровней, на которых могут возникнуть подобные риски – это разработка, обучение алгоритма, наполнение данными, внедрение.
БРОШЮРА ИССЛЕДОВАНИЯ
По ссылке ниже можно скачать брошюру исследования
"ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В МЕДИА И КОММУНИКАЦИЯХ" (pdf, 4.5 MБ)
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
— В мировом масштабе индустрия медиа и развлечений демонстрирует тенденции опережающего роста.
— Сфера медиа определена как безусловный будущий лидер по применению новаций в сфере искусственного интеллекта (ИИ) в силу постоянно растущего объёма контента.
— Искусственный интеллект фактически становится активным субъектом конкуренции в медиа.
— Медиакомпании делают ставку на технологии искусственного интеллекта для удовлетворения новых потребностей аудитории.
— Российская медиасистема не входит в число индустриальных лидеров по диффузии ИИ-инноваций, но имеет высокий потенциал их развития.
— В отличие от других секторов экономики, где наблюдается активная стадия диффузии ИИ (ритейл, медицина, финансы и т.д.), российские медиаиндустрия только начинает разрабатывать и планировать это направление.
— Рынка ИТ-компаний и девелоперов софта, специализирующихся на ИИ-решениях для медиа, пока нет; программные продукты медиакомпании часто разрабатывают самостоятельно.
— Серьезные достижения имеются у крупных технологически ориентированных многопрофильных компаний — СБЕР, Яндекс, ВК и др., успехи демонстрируют также ряд российских медиакомпаний — Интерфакс, РБК, РИА Новости.
— Эксперты академического сообщества оптимистически оценивают конкурентный потенциал России в отношении роботизации СМИ и медиакоммуникаций.
— Сообщество разработчиков технологий понимает свою социальную задачу в передаче рутинных операций алгоритмам и расширении рабочего пространства для решения творческих задач.
— Использование технологий ИИ может усугубить разрыв между крупным медиабизнесом и небольшими компаниями, у которых нет денег на инвестирование в инновационный бизнес и мощную аппаратную поддержку.
— Благодаря использованию ИИ деятельность работников медиа серьёзно упрощается, рутинные задачи отдаются на откуп технологиям, и у журналистов освобождается время для решения творческих задач.
— Технологии ИИ упростили или заменили следующие рутинные операции редакционных систем и работников медиа: генерацию хроникальных заметок, категоризацию по топикам и геолокации, «обвесы», подбор бэкграундов, справочной информации; анализ пользовательских комментариев; создание нишевых новостных лент, рекомендательных сервисов дистрибуции контента, в т.ч. его персонализацию, распознавание речи для расшифровок, переводов, транскриптов, титров; распознавание образов и компьютерное зрение для подбора иллюстраций; верификацию и фактчекинг и др.
— Наиболее значимыми в пятилетней перспективе, по мнению представителей медиаиндустрии, будут массовые внедрения технологий персонализации новостных лент и автоматизированной генерации текстов.
— Эксперты понимают необходимость механизмов регулирования в отношении применения ИИ, но предлагают использовать «умный подход к регулированию», который не должен опережать развитие технологий.
— Предложенный экспертами «умный подход к регулированию» тормозится по ряду причин: неразвитость профессиональных навыков пользователей, отсутствие доверия пользователей к радикальным инновациям в силу непрозрачности самих инноваций, разрозненность регуляторов и отсутствие универсального языка описания проникновений новой технологии, в том числе в медиа и коммуникации.
— В особый блок проблем выделяются злоупотребление манипуляцией контентом, преднамеренная дезинформация, с которыми поможет справиться этическая кодификация использования технологий ИИ в медиа, журналистике и коммуникациях, совместная ответственность редакций и разработчиков программного обеспечения за последствия работы систем искусственного интеллекта.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование «Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях» проводилось поэтапно в 2021-2022 гг. Использовался многомерный факторный анализ данных, полученных в ходе кабинетного, качественного и количественного этапов проекта и ряда исследовательских процедур.
ОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
РАЭК была создана в 2006. Миссия РАЭК заключается в формировании цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. На сегодняшний день Ассоциация объединяет более 150 игроков рынка электронных коммуникаций, что позволяет РАЭК объективно представлять интересы отрасли и эффективно решать ее задачи.
Подробнее: http://raec.ru/
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
НИУ ВШЭ основан в 1992 году. Осуществляет свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов.
Подробнее: www.hse.ru
Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Создан в 1952 году распоряжением Совета Министров СССР. Следует традициям университетского фундаментального образования и одновременно отвечает на современные запросы медиаотрасли, являясь одним из лидеров журналистского образования в России.
Подробнее: www.journ.msu.ru
Исследование также проходило при поддержке: Союза Журналистов России, некоммерческая организация «Новые русские медиа», российская ИТ-компания Online Marketing Intelligence (OMI).