«Будущее работы и рабочих мест»
Содержание
ОБ ИССЛЕДОВАНИИБРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯМЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯВсе аналитические проекты
- Настроения ИТ-специалистов в России
- Курьерская доставка “последней мили” в России
- Социальные медиа в России: аудитория в феврале-марте 2022 года
- Влияние доставки, готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду
- ESG-подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России
- Экосистема Цифровой Экономики / Экономика Рунета
- Мобильная экономика России
- Дайджест “Право в ИТ”
- Искусственный интеллект: подходы к разработке этичных решений
- ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический отчет
- Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект
- Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса
- Экосистема мобильной экономики: влияние экономики мобильных приложений на рынок труда в России
- Новые акценты цифровой трансформации: как весна 2020 повлияет на российский бизнес
- Россия и устойчивое цифровое развитие
- Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе
- Рейтинг Операторов Фискальных Данных 2018
- Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг
- Экосистема индустриального интернета в России
- Экономика совместного потребления в России
- Экосистема онлайн-кинотеатров России
- Фудшеринг в России
- Правила чтения рейтингов 2019
- Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах
- ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России
- Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование реализовано Ассоциацией Электронных Коммуникаций (РАЭК), Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Microsoft в России в апреле - июне 2021 года. Исследование посвящено анализу изменений в организации работы, происходящих в настоящий момент, в числе которых - развитие гибридных форматов занятости, новые формы занятости (в т.ч. самозанятые), изменение требований к компетенциям сотрудников. В рамках исследования также проанализировано влияние происходящих изменений на компании и экономику городов. По результатам исследования сформулированы рекомендации для бизнеса и государства относительно наилучших путей адаптации к происходящим изменениям.
БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
По ссылке ниже можно скачать брошюру по итогам исследования
«Будущее работы и рабочих мест»
(PDF, 3,05 MБ)
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Совместное исследование Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Microsoft в России показало, что уже сегодня гибридный формат работы, при котором сотрудники часть времени работают из офиса, а остальное время - дистанционно, получил широкое распространение в российских компаниях.
Развитие новых форматов занятости означает, что многие их тех сотрудников, которые ранее каждый день посещали офис, будут работать либо из дома, либо из локаций, расположенных недалеко от места их проживания. Это не может не иметь существенных последствий для организации офисного пространства компаний, использования ими различных цифровых инструментов для удаленной работы, способов внутренних коммуникаций, существующих схем поощрений и льгот.
Если 2020 год для большинства компаний стал годом тестирования дистанционного формата работы, то 2021 и последующие годы имеют все шансы стать периодом гибридной работы.
На сегодняшний день гибридный режим работы доступен 51,3% опрошенных сотрудников российских компаний. Однако работа всех сотрудников компании в гибридном режиме, скорее, является исключением - всего 12,4% сотрудников отметили, что в их компании сочетание работы из офиса и из дома доступно всем или практически всем их коллегам.
Наиболее распространенным вариантом в российских компаниях является перевод на гибридную работу 50% и менее сотрудников (такой вариант выбрали 25,2% опрошенных), в то время как остальные продолжают работать в обычном офисном режиме.
Среди сотрудников тех российских компаний, в которых сегодня используется гибридный режим работы, только 26,4% отметили, что данный режим был доступен в их компании до весны 2020 года. Из них 11,8% заявили о распространении гибридного режима на более широкий круг сотрудников после весны 2020 года. Для 24,8% сотрудников гибридный режим - это новая опция занятости, появившаяся только в 2020 году. При этом, несмотря на возможность работы в гибридном формате в их компании, не все опрошенные сотрудники сами работают в таком режиме - для 48% такой режим, по разным причинам, недоступен.
71% сотрудников российских компаний, принявших участие в исследовании, хотели бы, чтобы они и в дальнейшем имели возможность работы в гибридном режиме.
Главным преимуществом работы вне офиса для респондентов исследования является ощущение большей свободы (возможность самостоятельно планировать свой график, отсутствие необходимости соблюдать дресс-код и т.д.) - так ответили 40,4% респондентов. На втором месте - возможность сосредоточится на на рабочем процессе, не отвлекаясь на общение с коллегами, спонтанно возникающие вопросы, шум и т.д. (22% респондентов).
Основным недостатком работы вне офиса для респондентов исследования является невозможность выполнять свои рабочие функции в удаленном режиме полностью или частично - такой вариант ответа выбрали 25,2% опрошенных. Также в тройку недостатков вошли отсутствие доступа к ресурсам, необходимым для работы - ПО, техника и т.д. (16,6%) и отсутствие личного общения с коллегами (15,3%).
При выборе наиболее удобного формата гибридной работы 24,8% респондентов исследования отдают предпочтение сочетанию 3 дня в неделю в офисе / 2 дня в неделю вне офиса. На втором и третьем местах по популярности примерно с одинаковым результатом находятся варианты с посещением офиса 2 раза в неделю (13,4%) и дистанционная работа с посещением офиса по необходимости (13,1%). Полностью дистанционный формат работы является наименее привлекательным - его предпочитают только 1,9% респондентов.
В 2020 году был снят один из основных барьеров для дистанционной работы, а именно - распространенное заблуждение о том, что дистанционная занятость приводит к потере продуктивности. Данные исследований говорят о том, что при таком формате продуктивность сотрудников не только не снижается, но и может повыситься. Проведенный опрос показал, что массовый переход на удаленную работу не стал причиной снижения продуктивности. По собственной оценке, среди опрошенных в ходе настоящего исследования сотрудников российских компаний 42% продолжили работать так же продуктивно, а 45% стали еще более продуктивными. Таким образом, 86% сотрудников, как минимум, не потеряли в продуктивности. Результаты самооценки сотрудников подтверждают и руководители, 75,5% которых согласились с тем, что их сотрудники за последний год работали также или даже более продуктивно, чем до событий 2020 года.
Российские компании в основной массе только начинают задумываться о дополнительных мерах поддержки своих сотрудников в связи с распространением гибридного формата работы. Больше половины (55,7%) респондентов исследования признало, что в их компаниях меры поддержки дистанционной работы отсутствуют. В тех компаниях, где такие мере есть, на первом месте по распространенности находится приобретение мобильного оборудования ( мобильных телефонов, планшетов и т.д.) О наличие такой меры поддержки сообщило 20,7% респондентов исследования. На втором месте - оплата расходов на мобильную связь, о которой заявило 17,2% респондентов. Менее ⅓ (29,4%) руководителей высшего и среднего звена заявили, что сегодня поддержка дистанционной работы является постоянной статьей расходов в их компании.
Цифровые инструменты и технологии являются краеугольным камнем эффективной организации гибридной работы. Наиболее распространенное из существующих ограничений для использования инструментов удаленной работы в российских компаниях, которое отметили респонденты исследования - отсутствие доступа к необходимому ПО, о котором заявило 22,9% опрошенных. На использование инструментов для удаленной работы негативное влияние оказывают недостаток соответствующих компетенций у сотрудников (21,3%) и внутренняя политика компании (20,7%). Ограничивающими факторами также являются недостаточный функционал используемых инструментов для удаленной работы (19,7%) и медленная или нестабильная работа интернета (19,4%). При этом 17,2% респондентов сообщили, что в их компаний ограничения для использования инструментов для удалённой работы отсутствуют.
Гибридный формат работы влечет за собой не только преимущества, но и вызовы - как для сотрудников, так и для работодателей.
Основные вызовы гибридной работы для сотрудников:
— На поддержание высокого уровня эффективности сотрудниками на удаленной работе тратиться гораздо больше усилий, чем при работе в офисе. Ощущение постоянного прессинга, переработки и сложность сохранения баланса между работой и личной жизнью приводят к выгоранию сотрудников, следствием которого может стать поиск новой работы.
— В случае работы преимущественно в дистанционном формате сотрудники начинают ощущать свою оторванность от коллектива, социальную изоляцию и невозможность проявить себя.
— Из-за отсутствия прямых коммуникаций с руководством и коллегами по работе у дистанционных сотрудников возникает ощущение, что про них забыли. Они реже получают бонусы за работу и у них меньше шансов получить продвижение по службе.
— Руководители зачастую доверяют офисным сотрудникам больше, чем тем, кто работает удаленно. Как следствие, некоторые компании устанавливают настоящую слежку за своими сотрудниками, внедряя оборудование и ПО для мониторинга удаленной работы. Чрезмерное использование таких технологий способно превратить рабочее пространство в некомфортную и и враждебную среду.
— “Цифровая перегрузка”. Бесконечные видеоконференции, огромное число рабочих чатов, постоянное увеличение количества документов для совместной работы - все это приводит к появлению чувства перенасыщения цифровыми технологиями.
Почти половина сотрудников российских компаний принявших участие в опросе, ощущают дискомфорт в рабочем процессе: 44% - респондентов определяют свою личную ситуацию на работе как “выживание”, 56% - как “процветание”.
Больше половины (54,1%) сотрудников компаний, принявших участие в опросе, задумываются о смене работы в ближайшие 12 месяцев. Только 22,9% респондентов с уверенностью ответили, что пока не планируют менять работу. Чувство истощения после рабочего дня ощущают 24,5% респондентов, при этом вдохновение от работы получают немногим больше (23,8%) сотрудников.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основу исследования составляет опрос представителей российских организаций, проведенный в период с 15 по 18 июня 2021 года. В опросе приняли участие сотрудники российских предприятий/компаний, представляющих различные отрасли экономики (ритейл, производство, образование, финансы, банковское дело, страхование, медицина и здравоохранение, тревел и др.) в возрасте от 18 до 75 лет, находящиеся на руководящих позициях, а также квалифицированные специалисты без руководящих функций. Общее число заполненных анкет - 314. Опрос реализован при поддержке компании OMI.
ОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
РАЭК была создана в 2006. Миссия РАЭК заключается в формировании цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. На сегодняшний день Ассоциация объединяет более 150 игроков рынка электронных коммуникаций, что позволяет РАЭК объективно представлять интересы отрасли и эффективно решать ее задачи.
Контактная информация:
analytics@raec.ru
a.raec.ru
НИУ ВШЭ
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов.
Контактная информация:
https://www.hse.ru/
Microsoft
Microsoft (Nasdaq “MSFT” @microsoft) обеспечивает условия для цифровой трансформации в эпоху «интеллектуального облака» и «интеллектуальных технологий». Миссия компании – дать возможность каждому человеку и организации на планете достичь большего.
Контактная информация:
Microsoft, 125252, Москва, а/я 70
Тел.: 7 (495) 967-85-85 Факс: 7 (495) 967-85-00