ESG-подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России
Содержание
ОБ ИССЛЕДОВАНИИБРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯМЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯВсе аналитические проекты
- Настроения ИТ-специалистов в России
- Курьерская доставка “последней мили” в России
- Социальные медиа в России: аудитория в феврале-марте 2022 года
- Влияние доставки, готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду
- Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2020/2021
- Мобильная экономика России
- Дайджест “Право в ИТ”
- ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический отчет
- «Будущее работы и рабочих мест»
- Искусственный интеллект: подходы к разработке этичных решений
- Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект
- Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса
- Экосистема мобильной экономики: влияние экономики мобильных приложений на рынок труда в России
- Новые акценты цифровой трансформации: как весна 2020 повлияет на российский бизнес
- Россия и устойчивое цифровое развитие
- Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе
- Экосистема онлайн-кинотеатров России
- Рейтинг Операторов Фискальных Данных 2018
- Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг
- Экосистема индустриального интернета в России
- Экономика совместного потребления в России
- Фудшеринг в России
- Правила чтения рейтингов 2019
- Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах
- ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России
- Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития
- Влияние 242-ФЗ на российский рынок ЦХОДов
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Несмотря на усилия бизнеса, общества и государства объем пищевых отходов растет. Пропорционально этому увеличиваются площади свалок. Одновременно с этим растет количество людей, живущих за чертой бедности. Доступность еды для многих жителей нашей страны снижается.
В настоящем докладе мы оттолкнулись от системы координат ESG — экологических, социальных и управленческих стандартов, применяемых для оценки устойчивости и инвестиционной привлекательности бизнеса.
В ходе исследования:
— Проведена оценка объема образования пищевых отходов в России на этапах реализации и потребления.
— Изучены возможности по предотвращению образования пищевых отходов и минимизации их полигонного захоронения.
— Проанализирован потенциал фудшеринга в предотвращении отходообразования и оказании адресной помощи населению.
— Выявлены ключевые меры по внедрению фудшеринга и других практик рационального использования продовольствия в деятельность бизнеса.
БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
По ссылке ниже можно скачать полный отчет по итогам исследования:
«ESG-подход к решению проблемы нерационального использования
продовольствия в России» (PDF, 5.1 МБ)
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно новому исследованию ТИАР-Центра и Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), комплексный подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России поможет сократить на 60% (на 10,77 млн тонн) объем пищевых отходов, направляемых на полигонное захоронение. Распределение продуктов питания с подходящим сроком годности через фудшеринг-сервисы и банки продовольствия потенциально может обеспечить бесплатным продовольствием порядка 3,6 млн россиян (в объеме до половины ежедневного рациона).
Согласно аналитикам ТИАР-Центра, по итогам 2020 г. объем пищевых отходов в нашей стране составил 17,9 млн тонн, или 25,6% ТКО. Углеродный след этого объема пищевых отходов оценивается в 64 млн тонн СО2-экв. в горизонте 100 лет. Большая часть пищевых отходов (71%) приходится на конечных потребителей — домохозяйства. Еще 29% — отходы ритейла и организаций общественного питания.
В 2020 г. благодаря фудшеринг-сервисам было спасено около 9 тыс. тонн еды. По оценкам участников рынка, потенциал фудшеринга – до 720 тыс. тонн еды в год, спасаемой из общепита и розничных сетей. Еще в 280 тыс. тонн еды в год оценивается потенциал р2р фудшеринга (распределение еды между физическими лицами, в том числе через соцсети). В результате, с помощью реализации потенциала всех типов фудшеринг-сервисов порядка 3,6 млн человек в России могли бы бесплатно получать до половины ежедневного рациона питания.
Согласно исследованию, эффективным инструментом по предотвращению отходообразования является также передача продуктов с истекшим сроком годности на корм животным (речь идет о первых днях после истечения срока годности). Прежде всего, это касается продуктов растительного происхождения (хлеб, овощи и фрукты), реализуемых в розничной торговле и общепите. Таким образом ритейл и общепит, работающие в России, могут снизить пищевые отходы еще на 1,97 млн тонн.
Кормление сельскохозяйственных животных остатками растительной пищи – стандартная практика для многих фермерских хозяйств. Однако сейчас передача еды с истекшим сроком годности фермерам ограничена законодательно: для каждой партии продуктов обязательна ветеринарно-санитарная экспертиза. Это требует дополнительных финансовых и временных ресурсов, которые сильно ограничены.
Авторы исследования видят решение этой проблемы в нормативном разграничении растительных и животных пищевых отходов. Текущее жесткое регулирование целесообразно применять только для отходов животного происхождения, а передачу растительных отходов в сектор животноводства — сделать общепринятым способом использования данного ресурса.
Следующий шаг – утилизация пищевых отходов вместо полигонного захоронения. Почти 2,3 млн тонн пищевых отходов бизнеса пригодны для компостирования, производства биотоплива или удобрений. По оценкам авторов исследования, введение раздельного накопления пищевых отходов в домохозяйствах сделает доступными для утилизации еще около 5,5 млн тонн пищевых отходов. Кроме того, раздельное накопление пищевых отходов позволит избежать загрязнения других фракций (в том числе отходов упаковки) и тем самым увеличить объем их переработки.
По мнению экспертов, опрошенных в ходе исследования (представителей фудшеринг-сервисов, розничных сетей, общественного питания и экологических НКО), для снижения объема пищевых отходов в стране, необходимо принять следующие ключевые меры:
— ввести комплексный учет пищевых отходов (на уровне магазина, компании, региона, страны), раскрывать этот объем в нефинансовой отчетности;
— сфокусироваться на предотвращении пищевых отходов; в частности, установить КРI по снижению отходообразования (по аналогии с KPI по продажам);
— сделать фудшеринг мерой адресной социальной помощи; внедрить фудшеринг в бизнес-процессы розничных сетей и организаций общественного питания;
— убрать налоговый барьер (НДС на продукты с подходящим сроком годности, передаваемые в некоммерческий фудшеринг), который делает выбрасывание продуктов экономически более целесообразным в сравнении с передачей продуктов нуждающимся;
— развивать практики ответственного потребления, в том числе участие в p2p фудшеринге (распределении еды между домохозяйствами, в частности, с помощью групп в социальных сетях) и волонтерство в фудшеринг-сервисах, обслуживающих магазины и общепит.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Источниками данных послужила статистическая информация из официальных источников: данные Росстата, Росприроднадзора, Российского экологического оператора, Министерства труда и социальной защиты. В ходе подготовки доклада также были использованы отчеты об устойчивом развитии десяти крупнейших розничных сетей, работающих в России.
Оценка возможностей решения проблемы нерационального использования продовольствия сделаны на основе 14-ти экспертных интервью с представителями фудшеринг-сервисов, розничных сетей, сектора общественного питания и экологических НКО.
ОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
РАЭК была создана в 2006. Миссия РАЭК заключается в формировании цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. На сегодняшний день Ассоциация объединяет более 150 игроков рынка электронных коммуникаций, что позволяет РАЭК объективно представлять интересы отрасли и эффективно решать ее задачи.
Контактная информация:
analytics@raec.ru
a.raec.ru
ТИАР-Центр
Независимый аналитический центр и консалтинговая компания, специализирующаяся на продвижении принципов экономики замкнутого цикла.
Работает для создания комфортной регуляторной среды и перехода России и ЕАЭС к циркулярной модели экономики, а также помогает корпорациям и органам власти эффективно внедрять принципы устойчивого развития в управление бизнесом и территориями.
Контактная информация:
info@tiarcenter.com
www.tiarcenter.com
Контакты для СМИ:
Юлия Фролова
frolova@tiarcenter.com
тел: +79191472777