Социальные медиа в России: аудитория в феврале-марте 2022 года
Содержание
ОБ ИССЛЕДОВАНИИБРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯМЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯВсе аналитические проекты
- Настроения ИТ-специалистов в России
- Курьерская доставка “последней мили” в России
- Влияние доставки, готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду
- ESG-подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России
- Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2020/2021
- Мобильная экономика России
- Дайджест “Право в ИТ”
- ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический отчет
- «Будущее работы и рабочих мест»
- Искусственный интеллект: подходы к разработке этичных решений
- Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект
- Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса
- Экосистема мобильной экономики: влияние экономики мобильных приложений на рынок труда в России
- Новые акценты цифровой трансформации: как весна 2020 повлияет на российский бизнес
- Россия и устойчивое цифровое развитие
- Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе
- Экосистема онлайн-кинотеатров России
- Рейтинг Операторов Фискальных Данных 2018
- Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг
- Экосистема индустриального интернета в России
- Экономика совместного потребления в России
- Фудшеринг в России
- Правила чтения рейтингов 2019
- Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах
- ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России
- Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития
- Влияние 242-ФЗ на российский рынок ЦХОДов
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила результаты онлайн-исследования аудитории социальных сетей: пользователи мигрируют в российские соцсети, но сохраняют аккаунты в зарубежных ресурсах, чтобы не потерять контакты.
БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
По ссылке ниже можно скачать полный отчет по итогам исследования:
«Социальные медиа в России: аудитория в фермате-марте 2022 года» (PDF, 1.9 МБ)
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно результатам проведенного исследования, события конца февраля-начала марта не привели к смене лидера среди социальных платформ. Первое место в этом сегменте по-прежнему уверенно занимает ВКонтакте, укрепляя свое лидерство. Исследование показало, что этой социальной сети зарегистрированы 9 из 10 российских пользователей социальных сетей. Второе место по количеству зарегистрированных пользователей занимают Одноклассники – еще одна сеть, входящая в холдинг VK (69,7%).
Доля зарегистрированных пользователей социальных медиа (в % от всех российских пользователей социальных медиа)
ВКонтакте также лидирует по уровню активности пользователей. Среди россиян, пользующихся социальными сетями, 69,6% за последние 7 дней хотя бы раз читали/просматривали/прослушивали сообщения на этой платформе, а 31,1% - размещали/публиковали контент. Из первой шестерки ведущих платформ доля неактивных пользователей выше всего у Facebook и социальной сети Мой мир.
Активные пользователи: потребление контента в социальных сетях (в % от всех российских пользователей социальных медиа)
Активные пользователи: публикация контента в социальных медиа (в % от всех российских пользователей социальных медиа)
Исследование подтвердило наличие оттока пользователей из зарубежных соцсетей. Особенно это отразилось на ресурсах Meta*, деятельность которых была признана экстремистской - Facebook и Instagram. Меньший отток наблюдается в TikTok и Twitter. Вместе с тем, пользователи в общей массе предпочитают не уходить полностью из этих соцсетей, а завести дополнительный аккаунт в российской соцсети, чтобы не потерять связей с контактами, которые по каким-либо причинам остаются на зарубежных ресурсах.
Аналитики РАЭК подчеркивают, что основная цель использования социальных медиа - межличностные коммуникации. «Общение, поддержание связи с родственниками, знакомыми» важны для 85% участников исследования. Получение информации и развлечения также весьма значимы (об этом сообщили, соответственно, 54,6% и 41,1% респондентов). Желание оставаться на связи препятствует радикальным действиям - удалению аккаунта и полному уходу из сети. Снижение или приостановка активности – более вероятная модель поведения в краткосрочной перспективе. Тем не менее, исследование показывает, что именно зарубежные социальные понесли в период исследования определенные потери. Доля покинувших сети, удалив профиль, от всей исследуемой аудитории в течение 30 дней для Facebook составила 4,2%, для Instagram – 4,1%, для Twitter и TikTok – по 1,1%.
Несмотря на то, что наличие регистрации в нескольких социальных сетях является нормой, каждая из платформ имеет свою уникальную аудиторию. Больше всего уникальных пользователей - у ВКонтакте. Аналитики РАЭК обращают внимание на тот факт, что 25,6% человек, читающих или просматривающих в течение недели контент социальных сетей, делают это только на этой площадке. Значимые, хотя и более низкие показатели уникальности аудитории - у Одноклассников.
Аналитики РАЭК также отмечают универсальность ВКонтакте как по возрастной аудитории, так и по географии. Например, по возрастному составу и географии аудитории ВКонтакте достаточно сильно приближена к TikTok и Instagram, также по географии российская соцсеть приближена к Facebook.
География активных пользователей социальных сетей, (в % от всех российских пользователей социальных медиа)
Возрастная структура активных пользователей социальных сетей, (в % от всех российских пользователей социальных медиа)
В Ассоциации отмечают, что большинство пользователей социальных медиа зарегистрированы сразу на нескольких платформах. Аудитория с аккаунтом (или аккаунтами) только в одной из сетей - 12,4% от всех пользователей. Из 10 ведущих платформ в РФ средний пользователь зарегистрирован на 3,6. Конечно, аккаунты могут использоваться более-менее активно или даже не использоваться вовсе. Однако наличие профилей в нескольких социальных сетях и опыта взаимодействия с последними позволяют аудитории быть гибкой в своих пользовательских стратегиях.
Решение о блокировке зарубежных социальных сетей напрямую отразилось на доступе к ним. Чаще всего трудности или перебои с доступом испытывали пользователи Instagram (60,5% от зарегистрированных в сети), Facebook (34,4%) и Twitter (25,6%). Реже всего о ней сообщали пользователи сети Мой мир – 0,6%. В целом, за последний месяц трудности с доступом к социальным медиа испытывали около половины от всех опрошенных – 46,0%. Перебои с доступом к социальным сетям, с которыми сталкиваются пользователи, могут быть вызваны разными причинами: это и блокировка ресурсов, и нестабильное интернет-соединение, и неисправные устройства у пользователей, и т.д.
Результаты исследования отражают ситуацию на вторую половину марта (опрос пользователей был проведен в период с 14 по 18 марта 2022 года). Дальнейшее развитие событий зависит от многих факторов, и в перспективе мы можем увидеть как фиксацию уже произошедшей миграции пользователей, так и ее дальнейшее продолжение. В этой связи РАЭК планирует в будущем провести повторный опрос для выявления динамики развития событий и изучения изменений в пользовательских предпочтениях.
*Meta признана в России экстремистской организацией, деятельность ресурсов Facebook и Instagram запрещены на территории России
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
— Метод исследования: онлайн опрос.
— Полевые работы: OMI Russia
— Даты проведения интервью: 14-18 марта 2022 г.
— Генеральная совокупность исследования: российские пользователи социальных сетей 16+
— Тип выборки исследования: диспропорциональная, квотная (пол, возраст, размер населенного пункта), на базе панели адресов электронной почты (access panel)
— Взвешивание по полу и возрасту (данные проекта «Web Index» компании Медиаскоп за февраль 2022 г.)
ОРГАНИЗАТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
РАЭК была создана в 2006. Миссия РАЭК заключается в формировании цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. На сегодняшний день Ассоциация объединяет более 150 игроков рынка электронных коммуникаций, что позволяет РАЭК объективно представлять интересы отрасли и эффективно решать ее задачи.
Контактная информация:
analytics@raec.ru
a.raec.ru