Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг: различия в восприятии, оценке и поведении у разных групп населения Российской Федерации

Все аналитические проекты

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Цель исследования - изучить влияние Интернета на детей и подростков в Российской Федерации, включая текущую ситуацию и перспективы в России, а также влияние механизмов саморегулирования Интернет-сервисов на снижение кибербуллинга и киберугроз в 2017 году.

География исследования: 8 федеральных округов

Выборка исследования: 3 поколения, 2500 человек
Z - 12-17 лет (1000 чел.)  Y - 18-30 лет (500 чел.)  X - Родители (1000 чел.)

Основные направления исследования:

– Пользовательская активность
– Социальные сети и социальный капитал
– Онлайн-риски
– Соотношение онлайн- и оффлайн-агрессия
– Киберагрессия: виды, частота, сила воздействия, участники, триггеры, инструменты, кейсы
– Кибербуллинг: распространенность, роли, механизмы, последствия, стратегии совладания
– Родительская медиация
– Регуляция и ответственность

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-РИСКОВ:

Контентные риски. Возникают в процессе использования материалов, содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию - насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, пропаганду суицида, наркотических веществ и т.д.

Коммуникационные риски. Связаны с межличностными отношениями Интернет- пользователей и включают в себя незаконные контакты (например с целью встречи), киберпреследования, киберунижения, груминг и др.

Потребительские риски. Злоупотребление правами потребителя: риск приобретения товара низкого качества, подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции, хищение денежных средств злоумышленником через онлайн-банкинг и т.д.

Технические риски. Возможность повреждения ПО, информации, нарушение ее конфиденциальности или взлома аккаунта, хищения паролей и персональной информации злоумышленниками посредством вредоносного ПО и др. угроз.

Интернет-зависимость. Непреодолимая тяга к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде проявляется в форме увлечения видеоиграми, навязчивой потребности к общению в чатах, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети

ВИДЫ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТЕ:

ФЛЕЙМИНГ – разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в интернете между участниками в равных позициях.

ТРОЛЛИНГ – размещение в интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками.

ХЕЙТИНГ – негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.

КИБЕРСТАЛКИНГ – использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.

КИБЕРБУЛЛИНГ - агрессивные, умышленные, повторяющиеся и продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (Москва и Московская область, 2017 г.)

Подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46%), 44 % получали агрессивные сообщения, жертвами груминга стали 48 %, 23% получали угрозы физической расправы.

Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями или жертвами агрессивной коммуникации.

В целом, среди возрастных групп с агрессивной коммуникацией и грумингом чаще всего сталкивается  молодежь.

Опыт столкновения с разными видами онлайн-агрессии (Москва, МО, 2017)

Флейминг, троллинг и хейтинг – самые распространенные виды онлайн-агрессии.

Старшие подростки чаще, чем все остальные, сталкиваются с онлайн-агрессией.

Основные характеристики буллинга и кибербуллинга:

– умышленность
– регулярность
– неравенство сил
– групповой процесс (затягивается широкий круг участников)
– не заканчивается сам по себе
– негативное психологическое воздействие ситуации на всех участников

Особенности кибербуллинга:

– Анонимность и дистантность агрессора, агрессор чувствует себя менее уязвимым и ответственным
– Не видна эмоциональная реакция жертвы
– Возможность травли 24 часа, независимость от времени и места
– Один источник (фото, пост и т.д.) может использоваться множество раз
– Увеличение аудитории наблюдателей
– Жертвой кибербуллинга может стать каждый вне зависимости от статуса
– Не оставляет физических следов, незаметность для родителей, учителей
– Жертва скрывает факт травли
– Кибербуллингу нельзя противостоять в одиночку

Поводы для кибербуллинга:

Внешность и личностные особенности занимают лидирующие позиции среди всех опрошенных возрастных групп.

Старшие подростки: внешность – 64%, личностные особенности – 60%, увлечения и хобби – 50%, сексуальная ориентация и национальная принадлежность – по 44 %

Основные мотивы киберагрессоров

Развлечение и власть – мотивы, которые отметили все возрастные группы.

У старших подростков: мотив развлечения выбрали 46%, власти – 40%, причинение вреда другому (намеренная агрессия) и выплеск негатива – 35%.

Предпочтение онлайн-агрессии оффлайн-агрессии

Подростки предпочитают вести себя агрессивно чаще онлайн, чем офлайн, поскольку в онлайн-пространстве их привлекает безнаказанность (46 %), анонимность (33 %), простота и скорость (39 %).

33% подростков отметили, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве менее болезненно. 31% отметили страх наблюдения реакций другого.

К кому обращаются за поддержкой жертвы кибербуллинга?

Каждый 5 ребенок в возрасте 12-13 лет не обращается за помощью ни к кому.

Старшие подростки ищут поддержку у друзей - 27%, в семье – 8%.

Родители считают, что дети ни к кому не обратятся – 12 %, к друзьям – 11%, к родителям – 4%.

Кто может повлиять на повышение цифровой культуры и снижение онлайн-агрессии?

Все возрастные группы считают, что ответственность лежит на модераторах и администраторах сообществ.

Родители: сами родители ответственны – 52%, модераторы – 50%, СМИ и блоггеры – 30% и 31% соответственно.

Младшие подростки: родители – 33%, модераторы – 29%, сверстники – 22%, IT-компании – 21%, знаменитости и блоггеры – 19%.

Старшие подростки: 31% - модераторы, 23% - сверстники, 21% - знаменитости, 19% - СМИ.

Окончательные результаты исследования будут опубликованы в январе 2018 г.

РАБОТА С ЭКСПЕРТАМИ

Методика проведения исследования основана на собственных наработках Фонда развития интернет и РАЭК.

Основу исследования составляют интервью с представителями опроса населения из 8 федеральных округов Российской Федерации в возрасте от 12 до 17 лет (не менее 1000 человек) и взрослых, имеющих детей в возрасте от 12 до 17 лет (не менее 1000 человек), а также группы молодежи в возрасте от 19 до 23-25 лет (не менее 500 человек). Дополнительно планируется проведение интервью с экспертами (психологи, педагоги), и лидерами общественного мнения (блогеры, влогеры).

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

08 - 20 сентября 2017
разработка программы исследования

23 сентября - 20 октября 2017
Полевые работы, интервью с экспертами

28 - 31 октября  2017
Подготовка презентации с гипотезой и первичными результатами исследования

25 сентября - 31 октября 2017
Составление предварительного варианта отчета, его экспертиза и внесение корректировок.

01 - 03 ноября 2017
Представление первых результатов исследования на российском интернет-форуме «Russian Internet  Week» 1 -3 ноября 2017 г.

13 - 30 ноября 2017 года
Анализ и интерпретация данных, подготовка результатов исследования в форме гистограмм и графиков

30 ноября - 05 декабря 2017 года
Разработка рекомендаций для родителей и детей по использованию интернет-сервисов в целях повышения цифровой культуры и снижения уровня кибербуллинга в печатном и электронном виде.

13 декабря 2017 года
Подготовка итогового отчета по результатам исследования
Представление предварительных результатов исследования на пресс-конференции Итоги Года - 2017

декабрь 2017 года - январь 2018 года
Подготовка итогового отчета по результатам исследования

февраль 2018 года
Представление итоговых результатов исследования

КОНТАКТЫ

Организатором и российским экспертным офисом исследования выступает Ассоциация Электронных коммуникаций – РАЭК

www.raec.ru
+7 (495) 950-5651
info@raec.ru