Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект

Все аналитические проекты

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Ассоциация электронных коммуникаций совместно с Высшей Школой Экономики при поддержке Microsoft провели исследование использования технологии искусственного интеллекта российским бизнесом.

В исследовании мы исходили из ключевого тезиса о том, что бизнес в России стремится к цифровой трансформации. Мы поставили целью определить отношение и степень готовности российского бизнеса к внедрению и практическому применению искусственного интеллекта, описать кейсы применения искусственного интеллекта российским бизнесом, выявить основные вопросы, которые возникают у бизнеса на данном этапе, изучить правовые аспекты применения искусственного интеллекта в бизнесе и представить общую картину соответствия/несоответствия существующей правовой базы целям и задачам развития искусственного интеллекта, представить рекомендации для устранения имеющихся барьеров и стимулирования бизнеса к внедрению технологии.

В рамках данного исследования понятие искусственного интеллекта определяется в самом широком его смысле - как совокупность технологий обработки различных типов данных и информации, в частности способных интерпретировать такие данные, извлекать знания и использовать для достижения определенных целей.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках исследования были использованы методы количественного и качественного экспертных интервью. Кроме того был проведен анализ вторичных данных.

Эксперты исследования — российские руководители и ведущие специалисты в области искусственного интеллекта, вовлеченные в реализацию связанных с ним проектов в различных сегментах (банковский сектор, промышленное производство, розничная торговля и др.).

Качественная часть исследования включает:

— одно групповое фокусированное интервью, в котором приняли участие 5 экспертов (проведено 21 ноября 2018 г. на площадке индустриальной конференции Russian Internet Week 2018 в Москве);
— 13 индивидуальных фокусированных интервью (проведены с ноября 2018 г. по март 2019 г.).

Средняя продолжительность интервью — 46 минут. Интервью были взяты либо лицом к лицу (face-to-face), либо онлайн с использованием программы Skype.

Количественная часть исследования включает онлайн опрос, проведенный с 22 февраля по 18 марта 2019 г. Количество завершенных интервью — 102. Общее число вопросов в анкете — 23. Средняя продолжительность заполнения — около 10 минут.

Формирование базы респондентов было произведено с использованием ресурса RUNET- ID.

БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

По ссылке ниже можно скачать PDF-версию брошюры (бесплатно)


ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ:
КАК РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ИСПОЛЬЗУЕТ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
(PDF, 2.1 МБ)

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По мнению экспертов исследования, Россия относится к числу стран с высоким потенциалом внедрения искусственного интеллекта.

Промышленное производство, банки, телекоммуникация и ритейл - лидеры по внедрению и использованию искусственного интеллекта на российском рынке.

Промышленные предприятия активно внедряют инструменты автоматизации внутренних и производственных процессов. Рекомендательные сервисы используются на всех этапах производственного процесса как для мониторинга текущих процессов, так и для прогнозирования будущих событий.

Банковская сфера использует различные инструменты скоринга, автоматизируя рутинные функции, оптимизируя и ускоряя процессы принятия решений. Банки используют накопленные знания о своих клиентах и на их основе разрабатывают рекомендательные сервисы. В целях идентификации и обеспечения безопасности используются технологии распознавания образов (биометрия, распознавание лиц).

Телекоммуникационные компании используют чат-боты для ответов на вопросы клиентов, предиктивную аналитику для формирования сетки тарифов и вычисления вероятности использования абонентами тех или иных сервисов. С помощью машинного обучения и основанного на нем поведенческого анализа компании вычисляют мошеннические звонки. ИИ позволяет прогнозировать загрузку сетевых ресурсов и оптимизировать их распределение в соответствии с прогнозами.

Ритейл использует технологии искусственного интеллекта на всех уровнях – от  оптимизации внутренних процессов работы с данными и документами до рекомендательных сервисов и ценообразования.

Наиболее часто используемым типом решений на базе ИИ в России являются виртуальные помощники: их применяют 38% руководителей и ведущих специалистов. На втором месте оказались прогнозный анализ (35%) и машинное обучение (35%).

При этом 39% опрошенных отметили, что в пятилетней перспективе в их компаниях планируется внедрение прогнозного анализа, а 34% – анализа изображений. 33% респондентов планируют использовать виртуальных помощников и обработку запросов на естественном языке. Также ожидается, что в течение 5 лет применение ИИ покажет взрывной рост в двух областях: самоуправляемые механизмы, например, беспилотный транспорт (с 9% до 24%) и робототехника (с 8% до 17%).  

Основными критериями оценки внедрения ИИ респонденты назвали удовлетворенность клиентов/партнеров/инвесторов (34%), достижение ожидаемого возврата инвестиций, ROI (33%) и качество продуктов и услуг (27%).

Большинство респондентов отметили, что в их компаниях искусственный интеллект используется в области исследований и разработки (R&D) – 41%, а также в работе с клиентами (например, для персонализации) – 32% и обслуживании клиентов – 31%. Наименьшее количество специалистов использует искусственный интеллект в юридических процессах (5%), в ценообразовании и продвижении (6%), в финансах и бухгалтерии (6%).

В качестве основных преимуществ применения ИИ более половины (58%) опрошенных российских экспертов назвали оптимизацию бизнес-процессов, чуть меньше – 49% – выделили разработку новых продуктов и услуг, а 41% после внедрения ИИ ожидают увеличения производительности труда. На повышение качества продуктов и услуг в результате внедрения ИИ рассчитывают 33% опрошенных, а 32% – на улучшение взаимодействия с клиентами.

Более 90% опрошенных экспертов считают, что в 2019-2024 годах ИИ повлияет на экономический рост, производительность труда и инновационное развитие. Также ожидается существенное влияние искусственного интеллекта на создание рабочих мест (а именно, появление новых профессий, изменение требований к профессиям и др.) – 69%. Основными индустриальными вызовами развития ИИ в России 50% экспертов называют управление данными (сбор, аналитика, интерпретация данных), также в их число входят наличие и квалификация специалистов – 37% и необходимость изменения существующих бизнес-моделей – 27%.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Эксперты назвали самые распространенные типы ИИ-решений в России
Презентация итогов исследования
25 апреля 2019, МИА "Россия сегодня"

По данным РАЭК 80% российских компаний использует искусственный интеллект
Презентация предварительных итогов исследования
15 марта 2019, DTR Moscow

РАЭК запускает новое исследование — “Цифровая Экономика: от теории к практике. Как российский бизнес использует ИИ”
Официальный запуск исследования
22 февраля 2019

Рунет подвел итоги года
Анонс исследования
13 декабря 2018, Итоги Года РАЭК 2018